Опера в трех действиях
Композитор — Александр Бородин
Либретто — Александр Бородин при участии Владимира Стасова по памятнику древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»
Дирижер-постановщик — Леонид Корчмар
Режиссер-постановщик — Юрий Лаптев
Художник-постановщик, художник по костюмам — Сергей Новиков
Художник по свету — Василий Ковалев
Балетмейстер-постановщик — Владимир Романовский
Хормейстер — Людмила Швецова
Концертмейстеры: Дарима Линховоин, Саян Манжигеев, Елена Березовская, Александра Васильева, Татьяна Вершинина
Мировая премьера: 23 октября 1890 года, Мариинский театр
Премьера постановки: 24 февраля 2021 года
Продолжительность спектакля: 3 часа 20 минут
Спектакль идёт с двумя антрактами
Возрастная категория 16+
Об опере
В апреле 1869 года Владимир Стасов предложил Александру Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185–1187). Текст и музыка оперы сочинялись одновременно. Опера писалась в течение 18 лет, но не была завершена. После смерти Бородина Александр Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Николай Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.
«Князь Игорь» — опера-эпопея о неукротимой безудержной удали, долге и мужественной воле, человеческой совести и необходимости искреннего покаяния за каждый поступок. Героические образы князя Игоря и княжны Ярославны — это архетипы русского эпоса, и особенно ценно, что это не вымышленные персонажи, а исторические личности.
Концепция постановки Юрия Лаптева
«Князь Игорь» в постановке Юрия Лаптева не имеет цели показать истинный патриотизм и героизм героев. Мужские персонажи режиссерской версии эгоистичны, вероломны и одержимы лишь собственными амбициями. Положительные черты носят только женские персонажи.
Постановка жемчужины классического русского оперного репертуара позволила талантливым молодым артистам реализовать творческий потенциал, как это было с такими легендарными певцами, как Лхасаран Линховоин, Бадма Балдаков, Саян Раднаев, Ким Базарсадаев.
«Князь Игорь» в Бурятском театре оперы и балета
Впервые опера «Князь Игорь» была поставлена Бурятским театром в 1950 году (режиссер Е. Кончевский). Постановка 1959 года была осуществлена режиссером Алексеем Киреевым, который в своем прочтении партитуры Александра Бородина сохранил лучшее из того, что нашел Е. Кончевский. Отлично звучал хор (хормейстерами выступили Михаил и Ядвига Эпштейн), что важно для такой «хоровой» оперы, как «Князь Игорь». Балетмейстер Роберт Гербек воссоздал знаменитую хореографию «Половецких плясок» Михаил Фокина. Яркое впечатление оставили декорации Александра Тимина и Марии Шестаковой. В спектакле подобрался сильный ансамбль солистов. Всеобщее восхищение вызвал талант Лхасарана Линховоина, который исполнил партию половецкого хана Кончака.
Следующее возобновление спектакля произошло в 2007 году. Главные партии исполнили Мунхзул Намхай, Саян Раднаев, Марина Коробенкова, Валентина Цыдыпова, Галина Шойдагбаева, Григорий Багадаев, Владислав Калашников, Батор Будаев, Дамба Занданов, Бадма Гомбожапов.
Исполнители
Князь Игорь — Мунхзул Намхай, Энхбат Тувшинжаргал (солист Пермского театра оперы и балета), Доржо Шагдуров
Ярославна — Батчимэг Самбуу, Наталья Юргина
Владимир Игоревич — Соел Батуев, Чингис Иванов
Князь Владимир Галицкий — Бат-Эрдэнэ Доржцэдэн, Эдуард Жагбаев, Александр Хандажапов
Хан Кончак — Бадма Гомбожапов, Бат-Эрдэнэ Доржцэдэн
Кончаковна — Мария Балданова, Ольга Жигмитова, Оксана Хингеева
Овлур — Данзан Бальжинимаев, Галсан Ванданов
Скула — Евгений Островский, Максим Санкиров
Ерошка — Чингис Иванов, Саян Цымпилов
Няня Ярославны — Эржена Базарсадаева, Татьяна Шойдагбаева
Половецкая девушка — Оюна Дарижапова, Елена Мохосова, Билигма Ринчинова, Дина Санданова