Рэп-театр на сцене Новосибирского музыкального театра в рамках V Всероссийского театрального фестиваля новых музыкальных проектов "Другие берега".
Спектакль «Идиот» – победитель гранта Мэра Москвы 2023, созданный в рамках проекта «Рэп-Театр» при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.
Над спектаклем работала та же творческая команда, которая в 2022 году выпустила рэп- мюзикл «Преступление и наказание», вошедший в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» и получивший 6 номинаций премии «Музыкальное сердце театра».
Рэп-мюзикл «Идиот» продолжает развивать миссию «Рэп-театра» – переработка классических произведений русской литературы в современном стиле, понятном и близком молодежи. Специально для спектакля поэт Лев Киселев создал 10 треков в стиле рэп, которые бережно и уважительно передают содержание романа.
«Идиот» сам по себе актуален, потому что там затрагиваются какие-то темы общечеловеческие, общие темы – сострадание и тому подобное. А рэп помогает приблизить к современному зрителю, сделать это просто немножко повеселее, потому что для многих наших современников моего возраста Достоевский, он очень тяжело идет», – считает режиссер Захар Насакин.
«Преимущество рэпа в том, что он позволяет сохранить содержание и язык, но существенно сократить объем. Например, самый первый трек – история Настасьи Филипповны – в романе занимает 8 страниц текста. Когда не могу найти рифму из конкретного диалога, использую слова из романа, из языка Достоевского, из языка того времени. Вы можете сравнить – прочитать монолог Настасьи Филипповны на ее дне рождения в книге и нашу рэп-версию. Все сохранено: язык, стилистика, эмоция», – отмечает автор рэп-текстов Лев Киселев.
В спектакле рэп-тексты органично сочетаются с битами, современным художественным сценическим оформлением, драматической игрой актеров, а также танцевальными номерами, созданными профессиональным хореографом.
Минималистичная сценография, монохромные костюмы, обилие гэгов, выбеленные лица- маски максимально выявляют и подчеркивают карнавальную природу романа «Идиот».
Как писал Бахтин «в этом романе карнавализация проявляется одновременно и с большой внешней наглядностью, и с огромной внутренней глубиной карнавального мироощущения».
Режиссер спектакля Захар Насакин переработал текст романа и усилил заложенное автором ощущение «мира наизнанку», выявил сюжетные линии, созвучные современному зрителю, и предложил множество оригинальных решений. Например, Лукьян Тимофеевич Лебедев, второстепенный персонаж и фактически пересказчик истории душевнобольного князя, в спектакле будет представлен женским трио – трио лебедей, светских дам.
Спектакль стал участником Библионочи в «Светловке» и книжного фестиваля «Красная площадь» в 2023 году.
Пресса о спектакле:
В Москве переосмыслили "Идиота" Достоевского: постановка удивляет сочетанием прозы классика и ритмов хип-хопа (gazetametro.ru)
Простой понятный текст, ритмичная музыка и эмоциональное исполнение – в результате тяжеловесный слог Достоевского стал легче, но ведь остались нерв, страсть и даже мораль, а это немало.
Для тех же, кто знаком с оригиналом, рэп-версия поможет посмотреть на роман с новой стороны и подзарядиться современными битами.
В общем, Фёдор Михайлович качает!
Мария Позина, газета Metro
Что только не делали герои романа Достоевского "Идиот": говорили страстные монологи на съемочной площадке, пели оперные арии, танцевали балет. И вот рэп в мюзикле.
Елена Ворошилова, ТК «Культура»