Опера в трех действиях
Композитор — Пётр Чайковский
Либретто — Константин Шиловский по одноименному роману в стихах Александра Пушкина
Дирижер — Георгий Албегов
Режиссер — Сойжин Жамбалова
Художник — Ольга Богатищева
Мировая премьера: 17 марта 1879 года в Малом театре (Москва)
Премьера постановки: 17 июня 2021 года
Продолжительность спектакля: 2 часа 20 минут
Спектакль идёт с двумя антрактами
«Евгений Онегин» – одно из самых популярных произведений в мировом
оперном репертуаре, пушкинская «энциклопедия русской жизни» в обрамлении
музыки Петра Ильича Чайковского.
Певица Елизавета Лавровская предложила Петру Чайковскому взять за основу для оперы роман в стихах А.С. Пушкина. Изначально композитор посчитал эту идею безумной, ведь «Евгений Онегин» — святая книга», которую он боялся затронуть, но в дальнейшем работа над оперой полностью поглотила его, и отказаться от сочинительства музыки «Евгения Онегина» он уже не мог. Когда в 1877 году Петр Ильич Чайковский начал работу над оперным спектаклем, нашлось немало скептиков, сомневавшихся в пригодности пушкинского сюжета для оперной сцены. Вопреки всем опасениям музыкальная драма, в которой поэзия Пушкина успешно сочетается с великолепной музыкой Чайковского, до сих пор отзывается в сердцах слушателей, и каждое поколение открывает в ней свои эмоциональные и смысловые оттенки.
«Евгений Онегин» Сойжин Жамбаловой
«Евгений Онегин» в постановке Сойжин Жамбаловой — это попытка исследовать известный оперный материал через понятие времени.
На протяжении 140 лет опера «Евгений Онегин» вновь и вновь ставится в мировом оперном пространстве в разных вариациях — это и классические постановки, где время написания оперы соответствует визуальному и концептуальному решению спектакля, и современные постановки, где измененное временное пространство диктует смещение или изменение смыслов.
В некоторой степени наш спектакль вступает в диалог с предыдущими постановками. Это как раз и соотносится с понятием «время». Идея спектакля связана с временными параллелями, которые то соединяются воедино, то превращаются во временной хаос.
Тема времени связана напрямую и с героями оперы. В концепции нашего спектакля, партию Онегина и Татьяны исполняют два солиста. Первая пара — это совсем юные Татьяна и Онегин, которые проживают и исполняют первую часть спектакля, в то время как вторая пара — уже зрелые Онегин и Татьяна присутствуют на сцене молчаливым укором как предупреждение о непростом будущем этой истории.
Важно, что наш спектакль — это не иллюстрация известной оперы XIX века, а попытка размышлений о времени и его ценностях, которые влияют на общечеловеческие темы любви, долга, чести и достоинства в жизни современного человека.
«Евгений Онегин» в Бурятском театре оперы и балета
Опера «Евгений Онегин» П. Чайковского, впервые поставленная на сцене Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра в 1943 г., стала первым шагом на пути освоения классического наследия. Молодые певцы имели еще очень мало навыков, и поэтому постановщики – дирижер П. Берлинский, режиссеры А. Миронский и Г. Цыдынжапов – избрали студийный метод работы над оперой. Работа шла почти целый год, нередко разучивание какой-то интонационно или ритмически сложной фразы певцами, привыкшими только к пентатонической мелодике, растягивалось на долгие дни, а то и недели. Не сразу всем удалось научиться петь под оркестр. Много сил пришлось потратить, чтобы добиться естественного поведения на сцене. Но упорная работа постановщиков и коллектива завершилась победой. Весной 1943 года в спектакле «Евгений Онегин» в основных партиях выступили молодые бурятские певцы: партию Татьяны пела К. Гомбоева-Языкова, Ольги – В. Лыгденова, Ленского – А. Арсаланов, Гремина – Б. Балдаков, Трике – Т. Карпов. После успеха постановки «Евгения Онегина» ни у кого не оставалось малейшего сомнения в том, что в недалеком будущем республика будет располагать своим полноценным оперным театром.
В последующем опера возобновлялась в 1945, 1947, 1951, 1957, 1981, 2015 гг.