V Театральный фестиваль новых музыкальных проектов «Другие берега»
Свердловский государственный академический Театр Музыкальной Комедии
«ДЕКАБРИСТЫ» 12+
Мюзикл в 2-х действиях
Композитор – Евгений Загот
Либретто – Карина Шебелян, Алина Байбанова
Режиссер-постановщик –народный артист РФ, лауреат Премии Правительства РФ, лауреат премии «Золотая Маска» Кирилл Стрежнев
Дирижер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии «Золотая Маска» Борис Нодельман
Художник-постановщик –заслуженный художник РФ, лауреат премии «Золотая Маска» Игорь Нежный
Художник по костюмам –заслуженный художник РФ, лауреат премии «Золотая Маска» Татьяна Тулубьева
Хормейстер-постановщик – лауреат премии «Золотая Маска», лауреат премии им. Е. ПанфиловаСергей Смирнов
Хормейстер – Светлана Асуева
Художник по свету – Иван Виноградов
Звук – Сергей Мещеряков
Продюсер проекта–заслуженный работник культуры РФ Михаил Сафронов
Продолжительность спектакля: 2 часа 20 мин
Известный государственный деятель Пётр Столыпин утверждал, что в России за десять лет меняется все, а за двести лет – ничего.
У мюзикла «Декабристы» нет иного первоисточника, кроме истории нашей страны. Это сугубо авторская история, новый театральный миф о декабристах. Но художественный вымысел основан на исторических фактах, а вольности и допущения «навеяны» реальными обстоятельствами. Речь в мюзикле «Декабристы» идет о событиях первой трети 19 века, но это все про нас. История о людях, которых сейчас очень не хватает. О неравнодушных.
Восстание декабристов – известный факт. Участники событий на Сенатской площади за 200 лет стали прототипами множества литературных, музыкальных, художественных творений. Слово «декабристы» стало нарицательным. Ореол благородной жертвенности и романтики окружает их. «Звезда пленительного счастья» стала для них путеводной. За красивыми мифами уже не разобрать, кто были эти люди, к чему стремились, кого любили, с кем дружили, во что верили? Мы захотели рассказать эту историю не в масштабе Страны, а с позиции конкретного Человека. Происходящее мы видим глазами князя Трубецкого– сложный, сомневающийся, неоднозначный герой. Участник Войны 1812 года, блестящий офицер, аристократ, близкий царской фамилии, счастливый муж и… организатор первого Тайного общества. Его авторитет непререкаем. Его выбрали лидером восстания, «диктатором». Но на Сенатскую площадь князь Трубецкой утром 14 декабря не явился…
Спектакль «Декабристы» – это история, где нет «хороших» и «плохих». Есть люди. И у каждого – своя линия жизни и любви, свой характер, своя правда.
****
Режиссер Кирилл Стрежнев избрал единственно правильную интонацию, и театр заговорил об участниках Восстания не с точки зрения силы и власти, а с позиции нравственной ответственности за свои убеждения и поступки, за судьбоносный выбор.
Спектакль, который мы предлагаем зрителю, эмоционально волнует и до сих пор не отпускает нас самих – артистов, музыкантов, всех причастных к нему. А это ли не самое ценное и важное, когда вечер в театре оставляет ощутимый след в душах и умах? Возможно, мы немножко идеалисты, но искренне верим, что мюзикл «Декабристы» – пример именно такого театрального переживания: кого-то он заставит осмысленно расставлять жизненные приоритеты, а кого-то, возможно, научит любить…
Глава Северного тайного общества князь Трубецкой полон благородных мыслей избавить Россию от самодержавия и крепостного рабства. Правда, не все его сообщники согласны на «бескровный» путь реформ и переговоров — кто-то готов пойти «и на убийство». Неожиданно заговорщикам представляется шанс изменить ход истории: император Александр умирает, не оставив прямых наследников. Восстание назначено на 14 декабря, но в самый ответственный момент на Сенатскую площадь не является… избранный «диктатором» Сергей Трубецкой.
Пресса о спектакле «Декабристы»:
Лариса БАРЫКИНА, Музыкальная жизнь №2:
«Размышляя о жанре спектакля «Декабристы», который, конечно же, встраивается в линию поисков нового русского мюзикла, понимаешь, что это не историческая хроника, и не державный блокбастер, каковым он мог оказаться с другой режиссурой. Не стоит обманываться и его блестящей упаковкой: грандиозная сценография и редкой красоты коллекция костюмов (Татьяна Тулубьева) не превращают его в шоу. В довольно скудной отечественной истории воплощения сюжета о декабристах – а это забытая опера Юрия Шапорина, упомянутый фильм Мотыля и несколько постановок на драматической сцене – появился музыкальный спектакль, где главным стал рассказ о людских судьбах в очередной переломный момент русской истории. Арестант Трубецкой с ужасом узнает о своем помиловании, ему «не участвовавшему» сохранена жизнь, в то время как товарищи его казнены: «А вам, Сергей Петрович, теперь с этим – жить».
Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург:
«И все-таки это непредсказуемый спектакль, на который бесполезно идти с заготовленными «концепциями» и с выученными цитатами. Мучиться вопросом – «Чего вам не хватало, полковник Трубецкой?» — придется самому, как бы ни хотелось получить готовый ответ».