Концерт из цикла «Звезды XXI века»
Губернаторский симфонический оркестр
художественный руководитель и главный дирижер
заслуженный деятель искусств России
Илмар Лапиньш
В программе: Иоганнес Брамс (1833-1897)
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор
«Трагическая увертюра»
Серенада
Солистка Елена Таросян (скрипка)
Дирижер Илмар Лапиньш
Музыковед Ольга Чиркова
Есть
композиторы, чья музыка звучит, словно душевный разговор от сердца к
сердцу, который покоряет своей открытой эмоциональностью. Таков Шуберт.
Другие композиторы властно вторгаются в наш духовный мир и неуклонно
ведут за собой, подчиняя себе. Таков Бетховен. Но бывает так, что музыка
не сразу завладевает сознанием, поскольку поток мыслей и чувств скрыт
за мудрой сдержанностью автора. Таков Брамс. В программе вечера
прозвучат произведения раннего периода творчества – «Трагическая
увертюра» (1880) и Серенада (1856), а кульминацией станет Концерт для
скрипки с оркестром ре мажор (1878).
Симфонии Бетховена были для
Брамса высшим образцом жанра, в процессе освоения которого Брамс сначала
писал лёгкие и небольшие произведения, в числе которых были и две
серенады. Вторую серенаду композитор отправил Кларе Шуман, которая
положительно отозвалась о произведении.
«Трагическая увертюра»
является концертной увертюрой для оркестра. Брамс выбрал название
«трагическая», чтобы подчеркнуть характер произведения, по сути
являющегося противоположным жизнерадостному характеру «Увертюры для
академического фестиваля». Сравнивая обе увертюры, Брамс писал: «одна
смеется, другая плачет».
Единственный скрипичный концерт Брамса
посвящен известному скрипачу венгерского происхождения Йозефу Иоахиму.
Именно Иоахим познакомил Брамса с четой Шуманов, которая сыграла большую
роль в жизни композитора, и сам на протяжении многих лет оставался его
близким другом. Концерт Брамса — одно из самых виртуозных произведений в
этом жанре. Ганс фон Бюлов, сравнивая концерт Брамса с популярным
скрипичным концертом Бруха, утверждал, что концерт Бруха написан «для
скрипки», а концерт Брамса – «против скрипки». При этом трудности
скрипичной партии связаны скорее с фактурой произведения и сложностью
замысла, чем со стремлением показать технические возможности солиста.
Проводя слушателя в первой и второй частях через череду лирических
образов, в финале Брамс погружается в стихию венгерского народного
танца. И не только потому, что концерт посвящен Иоахиму, но и потому,
что само звучание скрипки было для Брамса связано с экспрессией и
страстью венгерских напевов.
Солирует в этот вечер Елена Таросян
(род. 1993, Омск). Елена стала победительницей Международного конкурса
скрипачей в Астане (Гран-при); на острове Родос (Греция, Гран-при),
«Скрипка Севера» в Якутске (Гран-при), международных конкурсов в
Клостер-Шёнтале (Германия), «Балтийское созвездие» в Санкт-Петербурге,
«Искусство XXI века» в Киеве, молодёжных Дельфийских игр России в Твери.
Исполнительница является лауреатом международных конкурсов имени Йожефа
Сигети в Будапеште, имени Мирослава Лавриновича в Плоцке (Польша),
имени Абрама Ямпольского и имени Давида Ойстраха в Москве, имени Евгения
Мравинского в Санкт-Петербурге, а также конкурсов во Владивостоке и в
Дубне.