Лучшие билеты в - тут
Мероприятия

Мельников А. (фортепиано) аб.4

0+
г. Иркутск, Иркутская областная филармония. Концертный зал
ул. Дзержинского, 2
Расписание
4 февраля 2023, (суббота), 18:00
от 700 руб.
Дата
4 февраля 2023 (суббота)
Время
18:00
Стоимость билета
от 700 руб.
Организатор
ГАУК Иркутская областная филармония, ИНН 3811018678
Концерт

Концерт проводится в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны»

Абонемент «Звезды XXI века»

Губернаторский симфонический оркестр

художественный руководитель и главный дирижер,

заслуженный деятель искусств России

Илмар Лапиньш

Дирижер Дмитрий Васильев (Омск)

Солист Алексей Мельников (фортепиано, Москва)

В программе

И.Брамс.(1833-1897) К 190-летию со дня рождения

Концерт для фортепиано с оркестром №1 ре минор, ор.15

Р. Штраус. (1864-1949) Симфоническая поэма «Жизнь героя» ор.40

Первый фортепианный концерт был сначала оформлен Брамсом как соната для двух фортепиано. Начатый в 1854 году, концерт был завершен в 1859 году после нескольких переработок, было даже намерение переделать концерт в симфонию. В конечном итоге, в сочинении сохранились черты и фортепианной сонаты, и симфонии. Можно сказать, что Первый концерт как бы заменяет симфонию на раннем этапе в творчестве композитора. Начало концерта вызывает ассоциации с Девятой симфонией Бетховена и со скрипичным концертом Шумана последних лет. Первый концерт – это портрет Брамса в «костюме Вертера», выражает трагическое смятение, поиски сил для преодоления внутренних страданий. Огромная роль в раскрытии содержания концерта принадлежит солирующему фортепиано, партию которого исполнит Алексей Мельников.

В июне 2019 года Алексей Мельников (род.1990, Москва) завоевал III премию и бронзовую медаль XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского. А двумя годами ранее, в 2017, стал победителем II Манхэттенского международного музыкального конкурса в Нью-Йорке и выступил на сцене знаменитого Карнеги-холла. В том же году записал сольный альбом с музыкой Бетховена и Листа для фирмы ACOUSENCE Records.

А.Мельников обучался в Московской государственной консерватории имени П,И. Чайковского в классе профессора Сергея Доренского, занимался под руководством его ассистентов – Николая Луганского, Павла Нерсесьяна и Андрея Писарева. В студенческие годы стал лауреатом международных конкурсов памяти Веры Лотар-Шевченко в Новосибирске (II премия), в Канту (Италия, I премия), Сан-Марино (I премия, специальные призы зрительских симпатий, критиков и оркестра) и Хамамацу (Япония, III премия).

Музыкант успешно выступал с оркестрами Белгородской и Томской филармоний, Камерным оркестром филармонии Великого Новгорода, Камерным оркестром «Виртуозы Праги», Филармоническим оркестром Бакэу (Румыния), Симфоническим оркестром Республики Сан-Марино, Токийским симфоническим оркестром и другими коллективами. Сольные концерты музыканта проходили в городах России, США, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Японии, в том числе в Большом зале Московской консерватории, залах Корто в Париже, Бунка Кайкуан в Токио, дворце Жофин в Праге, театре Ла Фениче в Венеции. Пианист принимал участие в международных фестивалях в Италии и Франции, выступал на Фестивале Генриха Нейгауза и Фестивале романтической музыки в Москве.

Р.Штраус вошел в историю музыки как яркий новатор и в области традиционных жанров оперы, симфонической поэмы, и в области оркестровки, что, естественно, вызвало противоречивые мнения. Симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Жизнь героя» (1898) стала произведением, в котором главным действующим лицом становится сам композитор, дающий решающий бой критикам-недоброжелателям. В поэме сказалось мастерство оркестровки, поскольку Штраус был одним из величайших виртуозов оркестра, распоряжавшийся его средствами с непревзойденной гибкостью и изобретательностью. Состав оркестра в поэме «Жизнь героя» — огромен! Таким образом сказалось влияние оркестрового письма его предшественников, Р.Вагнера и Г.Берлиоза. Разнообразны у Штрауса и многочисленные инструментальные соло, найденный тембр точно соответствует изображаемому образу.

Симфоническая поэма «Жизнь героя» — программное произведение, но, по словам автора, «вовсе необязательно, чтобы публика следила по либретто за «Жизнью героя». Достаточно понять наличие двух элементов – героя и его врагов». Тем не менее, опираясь на некоторые высказывания самого Штрауса, можно сказать, что в поэме показан композитор-борец, гордо утверждающий свое «я», злобные критики его творчества, подруга композитора и «любовный дуэт» с ней, грандиозное сражение с критиками, уход от борьбы в мир творчества и воспоминания о созданном ранее. Более подробные пояснения к музыке поэмы композитор сделал после её премьеры в 1899 году. Согласно словам автора, основными разделами произведения будут: Герой — Враги – Подруга Героя (в трактовке её образа композитор остроумен и находчив, а передает её образ солирующая скрипка) – Битва – Мирные труды Героя (здесь Штраус цитирует темы из собственных сочинений) – Отречение.

За дирижерским пультом в этот вечер — Дмитрий Васильев, художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра, выпускник Ростовской и Нижегородской консерваторий. Учился по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» у профессора А. Скульского (ассистентура – стажировка Нижегородской государственной консерватории), А. Ведерникова (мастер-классы в Московской государственной консерватории), В. Зивы (Первый мастер-класс для молодых российских дирижеров в Москве).

Дирижер сотрудничает с ведущими коллективами России, среди которых ГАСО России им. Е.Ф.Светланова, Национальный Филармонический Оркестр России, академический симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии, МГАСО п/у П.Когана, Государственная академическая Капелла России, Академическая хоровая капелла России им. А.А.Юрлова, Государственный академический хор им. А.В.Свешникова, Академический Симфонический Оркестр Нижегородской, Ростовской, Воронежской, Петрозаводской и других филармоний страны. За рубежом выступает с оркестрами Италии, Израиля, Польши, Южной Кореи, Китая.

В 1997 г. Дмитрий Васильев в 24 года стал самым молодым главным дирижером симфонического оркестра в России. Под его руководством был создан Тамбовский симфонический оркестр, с которым он работал в качестве главного дирижера до 2005 г. Одновременно с 2003 по 2005 годы являлся главным приглашенным дирижером Сочинского симфонического оркестра. Осуществлял художественное руководство Международными фестивалями им. С.В. Рахманинова (2001,2002), фестивалями «Музыканты Тамбова» (1999,2000,2001), «Музыкальная провинция» (2002).

В 2002 г. получил Грант Президента Российской Федерации.

В 2003 г. был удостоен Диплома IV Международного конкурса дирижеров им. С.С. Прокофьева в Санкт — Петербурге.

Среди музыкантов, с которыми выступал дирижер Миша Майский, Элисо Вирсаладзе, Александр Ведерников, Хибла Герзмава, Николай Петров, Денис Мацуев, Вадим Репин, Владимир Маторин, Саяка Седзи, Фредди Кемпф, Марк-Андре Амлен, Даниил Трифонов, Сергей Накаряков.

В творческом багаже дирижера мировые премьеры сочинений С. Губайдулиной, М.Вайнберга, А.Караманова, В. Шебалина, Е. Подгайца, М.Броннера, И. Хейфеца, А. Танонова, а также российские премьеры сочинений А.Чайковского, Ф. Гласса, Дж. Корильяно, К.Дженкинса, Дж.Адамса и др. авторов.

Записи CD под управлением Дмитрия Васильева дважды (в 2014 и 2021 годах) становились «Альбомом недели» по версии известного британского критика и автора бестселлера «Кто убил классическую музыку» Нормана Лебрехта. а также «Записью месяца» по версии международного журнала MusicWeb. В 2021 году Дмитрий Васильев, ОАСО и Алексей Сысоев стали победителями конкурса «Ноты и квоты» в номинации «Симфоническая музыка».

Выберите ваш город