Губернаторский симфонический оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер Илья Дербилов
Хор Бурятского государственного академического театра оперы и балета
Руководитель Валерий Волчанецкий
Программа:
Виктор Усович «Молитвы последних оптинских старцев» для хора a capella
Георгий Свиридов «Маленький триптих» для симфонического оркестра
«Весенняя кантата» для смешанного хора и симфонического оркестра на слова Н.А.Некрасова
Программу
концерта из произведений Георгия Свиридова и современного автора
Виктора Усовича (род.1950г.) отличает глубоко вокальная природа всех
сочинений, как хоровых, так и оркестровых. Древнерусская интонационная
основа частей хорового цикла «Молитвы последних оптинских старцев» В.
Усовича служит выражением духовной опоры, всеобщей гармонии, к которой
всегда стремилась душа человека. Подобные идеи пронизывают многие
сочинения Г. Свиридова. «Маленький триптих» (1964г.) был написан
композитором для симфонического оркестра, который трактован автором как
«хор без слов», но поющий с речевой выразительностью. Преобладает музыка
тихая, сосредоточенная, строгого настроения. Три части произведения —
это три небольшие по размеру, но глубокие по мысли «русские оркестровые
песнопения». В музыкальной ткани произведения ощущается ее коренное
родство с Мусоргским, с русской хоровой классикой в целом, с народной
песней.
«Весеннюю кантату» (1972г.) Георгий Свиридов посвятил
поэту-современнику, ушедшему из жизни незадолго до создания кантаты, в
1971 г. – Александру Трифоновичу Твардовскому. В качестве текста для
«Весенней кантаты» было избрано одно из самых известных и грандиозных
творений Николая Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо». Это
многоплановое произведение разворачивает широкую панораму жизни России
XIX века. Из четырех номеров кантаты два – первый и заключительный –
исполняются хором с оркестром, словно концентрируя в себе всю былинную
мощь русского народа. В двух номерах, расположенных между ними,
композитор раскрывает разные грани обобщенного образа, «предоставляя
слово» каждому из участников кантаты в отдельности: второй номер поручен
хору a cappella, третий – оркестру.
Произведения вечера, наполненные глубоким духовным смыслом, завершают программу Байкальского пасхального фестиваля.