Губернаторский симфонический оркестр
художественный руководитель и главный дирижер — Илья Дербилов
Дирижер — заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш
Продолжительность: 1 ч. 40 мин. в двух отделениях
6+
В программе:
I отделение
Ференц Лист (1811-1886)
Концерт для фортепиано с оркестром №2 Ля мажор
Солистка — Варвара Кутузова (фортепиано, Москва)
II отделение
Петр Ильич Чайковский (1840-1893)
Симфония №1 «Зимние грезы» соль минор
Второй
концерт (1861) для фортепиано с оркестром Ф. Листа и Первая симфония
(1868 1-я ред., 1875 2-я ред.) П.И.Чайковского были окончены примерно в
одно время. Таким образом, каждое произведение отражает музыкальные
тенденции XIX века – становление жанра концерта в западноевропейской
музыке и формирование жанра симфонии в русской музыке. В критических
статьях и письмах Чайковского имя Листа возникает постоянно, некоторые
сочинения вызвали сочувственный отклик, в том числе и фортепианные
концерты. Второй концерт отличается блеском, виртуозностью звучания,
яркостью тем-образов. Концерт написан в одночастной форме, которая
подразделяется на несколько разделов, соответствующих частям обычного
симфонического цикла. Музыкальные темы разделов связаны между собой
интонационно, что объединяет их в целостное сочинение – так композитор
выражает процесс развития основной идеи произведения. В конечном итоге,
эти темы, пройдя круг развития от процесса повествования через борьбу,
столкновение и лирическое высказывание, обретают героический тон
звучания и, преображенные, повторяются в заключительном, финальном
разделе всего концерта.
Симфония «Зимние грезы» явилась первой
«исповедью души» Чайковского. В ней ярко обозначились черты лирического
симфонизма Чайковского, здесь мы услышим не столько драматически
напряжённые контрасты, конфликтные противопоставления, сколько
сопоставление отдельных картин-настроений, объединенных общей темой.
Лирика Первой симфонии в своей многогранности затрагивает самые
различные уголки человеческой души, слитой с природой: ощущение с легким
оттенком грусти широких заснеженных равнин, влекущей дали, неповторимой
красоты русских зим. Две первых части симфонии имеют названия,
указывающие на общий лирико — поэтический характер звучания музыки.
Первым трем частям симфонии противопоставлен народно-жанровый финал,
основной темой которого стала народная песня «Цвели цветики». Так
композитор направляет «действие» от лирической душевности, поэзии
природы и грез в сторону праздничности.
Варвара Кутузова
(фортепиано, Москва) — лауреат всероссийских и международных конкурсов,
обладатель Гран-при международных конкурсов в Мексике и Сербии. Юная
исполнительница – стипендиат фондов «Новые имена»
им.И.Н.Вороновой, Владимира Спивакова и фонда имени Валерия Золотухина.
Пианистка
постоянно концертирует на крупнейших сценах российской столицы, в числе
которых залы консерватории, филармонии и дома музыки, Большого
театра и Государственного Кремлёвского Дворца, а также активно
гастролирует в России и за рубежом. Принимала участие во многих
международных фестивалях: Дениса Мацуева – «Звёзды на Байкале»,
«Рождественские встречи», «Крещендо», Владимира Спивакова – «Москва
встречает друзей», «Владимир Спиваков приглашает», в фестивале в
португальском городе Синтра, международных фестивалях «Анси классик»
во Франции, «ArtDialog» в Швейцарии и других событиях. В числе ярких
проектов – выступление в ансамбле с Денисом Мацуевым в сочинской
резиденции В. В. Путина в день открытия Зимних Олимпийских игр в 2014
году, а также сольное выступление в образовательном центре «Сириус» по
случаю приезда Президента России в Сочи в 2017 году.
Варвара
Кутузова играла в сопровождении известных российских коллективов, среди
которых Национальный филармонический оркестр России и Государственный
камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Большой симфонический оркестр имени
П. И. Чайковского, Государственный симфонический оркестр «Новая
Россия» и другие. Выступала с симфоническими оркестрами Казахстана,
Татарстана, с симфоническим оркестром консерватории в Ницце, с Чикагским
филармоническим оркестром, а также на Всемирном экономическом
форуме в Давосе вместе с Денисом Мацуевым и фондом «Новые имена».
Известные музыкальные критики называют талант Варвары феноменальным и
прочат ей большое будущее в русской исполнительской фортепианной школе.