Концерт проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»
«Бессмертный Чайковский»
из цикла «Пять вечеров с Губернаторским оркестром»
действителен абонемент №5
Губернаторский симфонический оркестр
художественный руководитель и главный дирижер
заслуженный деятель искусств России
Илмар Лапиньш
Дирижер — Максим Качалов
Солист — Василий Степанов (виолончель, Москва)
В программе:
Петр Ильич Чайковский
«Серенада для струнного оркестра»
Симфоническая баллада «Воевода»
«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром
Симфоническая фантазия «Франческа да Римини»
Продолжительность — 2 часа с антрактом
В
программе вечера звучат произведения, раскрывающие различные грани
творчества П.И. Чайковского. В «Серенаде для струнного оркестра»
Чайковский обратился к жанру серенады, характерному для музыки XVIII
века. По собственному признанию композитора образцом для его струнной
серенады была музыка В.А. Моцарта. Произведение состоит из четырёх
частей, озаглавленных Чайковским по-итальянски.
В
известных «Вариациях на тему рококо» также сказалось влияние любимого
Чайковским Моцарта — для Вариаций композитор избрал «по-моцартовски»
камерный состав оркестра, оркестровая фактура отличается прозрачностью,
ясностью, мелодические линии партий инструментов оркестра – тонкостью и
выразительностью.
Симфонические
баллада и фантазия относятся к жанру программной музыки. Симфоническая
баллада «Воевода» окончена была в 1890 году в Тифлисе. Темой баллады
послужило стихотворение Мицкевича-Пушкина «Воевода». Фабула проста:
воевода застает ночью в саду свою насильно выданную за него замуж
молодую жену с первым ее женихом. Они любят друг друга и горюют перед
неизбежной разлукой. Воевода приказывает хлопцу гайдуку стрелять в жену, а сам берет на себя расправу с ее возлюбленным. Хлопец стреляет, но попадает в воеводу…
«Франческа
да Римини» окончена в 1876 года, посвящена С. И. Танееву. Композитор
предпослал рукописной партитуре «Франчески» изложение пятой песни «Ада»
Данте, почему-то не вошедшее в печатную партитуру, начинающееся словами:
«Данте, сопутствуемый тенью Виргилия, опускается во вторую область
адской бездны. Адский вихрь неистово мчится, унося в своем диком
кружении души людей, разум коих помрачила в жизни любовная страсть. Из
бесчисленного множества кружащихся душ человеческих внимание Данте
привлекают особенно две летящие в объятиях друг друга прекрасные тени
Франчески и Паоло»… Ларош, относившийся обычно несочувственно к
программной музыке Чайковского, в своей статье назвал «Франческу»
произведением «ярким и обаятельным». Эти программные произведения
обладают великолепными музыкальными темами-характеристиками, партитуры в
полной мере раскрывает симфоническое мышление автора, что позволяет
отнести сочинения к лучшим его творениям, несмотря даже на то, что
Чайковский был недоволен «Воеводой» и после премьеры уничтожил
партитуру. Она была восстановлена по сохранившимся оркестровым партиям и
издана Беляевым в Лейпциге.
Василий Степанов
(виолончель, Москва). Родился в 1994 году в Казани. В 2018-м окончил
Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (классы
Наталии Шаховской и Бориса Андрианова), затем ассистентуру-стажировку
консерватории (класс Бориса Андрианова). В 2018–2020 годах проходил
стажировку в мадридской Высшей школе музыки королевы Софии (класс Йенса
Петера Майнца).
Лауреат многих
международных конкурсов, В. Степанов принимал участие в мастер-классах
Сергея Ролдугина, Давида Герингаса, Готье Капюсона, Мартти Роуси, Нильса
Ульнера, Торлейфа Тедеена, а также в международном мастер-классе им.
Карла Нильсена (Ассенс, Дания).
Музыкант
ведет активную концертную деятельность. Выступал в России и за рубежом
(давал сольные концерты в США, Франции, Испании, Дании, Японии, Южной
Корее, Грузии, Эстонии, Латвии, Сербии, Молдове, Танзании), в том числе в
нью-йоркском Линкольн-центре. Участник Музыкального фестиваля «Элисо
Вирсаладзе представляет…». Работал вместе с такими дирижерами, как
Ю.Башмет, В.Федосеев, А.Титов, А.Васильев, Д. Ботинис, А. Сладковский,
К.Кнапп, Э.Грач, М.Федотов, Т.Курентзис, М.Иконому, Д.Галлант, Р.Абязов,
А.Воронцов.
В мае 2022-го
выступал на состоявшейся в Мариинском театре петербургской премьере
драматической симфонии Александра Чайковского «Слово о походе Игоревом,
сына Святослава, внука Олегова».
Участник программ Санкт-Петербургского дома музыки с 2012 года.
В
настоящее время преподает в Российской академии музыки им. Гнесиных и
Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных.