Концерт из цикла «Пять вечеров с Губернаторским оркестром»
Губернаторский симфонический оркестр
художественный руководитель и главный дирижер,
заслуженный деятель искусств России
Илмар Лапиньш
В программе:
В.А.Моцарт (1756-1791)
Симфония №10 Соль мажор KV 74
Симфония-концерт для скрипки и альта Ми-бемоль мажор KV 364
Солисты: Сардаана Захарова (скрипка)
Юрий Лень (альт)
И.Брамс (1833-1897)
Симфония №1 до минор
Ведущая Ольга Чиркова
Симфонический
вечер откроют ранние произведения В.А. Моцарта. Свой путь симфониста
Моцарт начинал с освоения жанров, потому ранние симфонии можно назвать
обобщением слушательского опыта от поездок по городам Австрии, Англии,
Франции и Италии. Это обстоятельство и сообщение Моцарта от 4 августа
1770 года о том, что он уже «написал четыре итальянские симфонии»,
позволяет с достаточной уверенностью предположить, что возникновение
Симфонии №10 относится примерно к 1770 году, являясь весьма ранним
сочинением. Изобретательная, соединившая в себе черты двух жанров,
Симфония-концерт появилась спустя примерно десятилетие. В ней мастерство
автора проявились с гораздо большей силой и яркостью.
Романтик по
содержанию, классик по форме, И.Брамс всегда стремился соединить ясность
мысли с последовательным выражением чувств. Будучи продолжателем
традиций Роберта Шумана, с которым композитор познакомился в возрасте 20
лет, Брамс с большим почитанием относился к творениям Баха, Генделя,
Моцарта, Бетховена. Считая Девятую симфонию Бетховена самым совершенным
творением в истории музыки, Брамс долго не решался сам обратиться к
этому жанру. Первую симфонию он напишет лишь в 43 года. Поскольку многое
в музыке симфонии говорит о продолжении традиций классической симфонии,
первую симфонию Брамса, благодаря выражению Ганса Бюлова, принято
называть «десятой симфонией Бетховена». Замысел симфонии вынашивался
годами, она стала гениальным воплощением всех противоречий творческой
души автора. В первой симфонии преобладают трагические акценты,
напряженные, жесткие звучания; изложение ведется в суровых, страстных
тонах. Завершение симфонии – это победный финал бетховенского типа.
Таким образом, первая симфония явилась, по словам И.И. Соллертинского,
«детищем периода «бури и натиска» в творческой биографии Брамса.